Эмоции и чувства (Е. П. Ильин)Содержание. Глава 1. Эмоциональное реагирование. Глава 2. Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Глава 3. Теории, объясняющие механизмы возникновения эмоций. Глава 4. Роль и функции эмоций. Глава 5. Классификация и свойства эмоций. Глава 6. Характеристика различных эмоций. Глава 7. Характеристика эмоциональных состояний, возникающих в процессе деятельности. Глава 8. Эмоциональные свойства человека. Глава 9. Понимание эмоций другого человека. Глава 1. 0. Управление эмоциями. Глава 1. 1. Общее представление о чувствах. Глава 1. 2. Характеристика различных чувств. Автор: Евгений Ильин Название: Эмоции и чувства Жанр: Психология Серия: Мастера психологии. В книге изложены теоретические и методологические вопросы изучения эмоций и чувств человека. Скачивание архива 'Ильин Евгений Павлович, Эмоции и чувства' займет несколько минут и завист от скорости вашего соединения с интернетом. Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. - Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг Эмоции и чувства.
- Евгений Ильин. Второе издание учебного пособия (предыдущее вышло в 2001 г.) переработано и дополнено. В книге изложены теоретические и методологические вопросы изучения эмоций и чувств человека.
- Купить бумажную книгу. Тренажер для мозга (2 занятия в.
- Книга: Эмоции и чувства. 2-е изд., переработанное и дополненное. Автор: Евгений Ильин. Аннотация, отзывы читателей, иллюстрации. Купить книгу по.
- Эмоции и чувства. В каталоге: Психология. Прислано в библиотеку.
- Серия: Мастера психологии Автор: Евгений Ильин Название: Эмоции и чувства Издательство: Питер Год: 2016 ISBN: 978-5-496-02300-9 Страниц: 784 Тираж: 300 Формат: 170x240 мм (средний формат) Язык: Русский.
- Скачать электронную книгу Эмоции и чувства Е. Ильина : бесплатно в.
- Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нём уделяется.
Глава 1. 3. Эмоционально обусловленное (аффективное) поведение. Глава 1. 4. Эмоциональные типы. Глава 1. 5. Особенности эмоциональной сферы у представителей некоторых профессий. Глава 1. 6. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности. Глава 1. 7. Патология и эмоции. Глава 1. 8. Методы изучения эмоциональной сферы человека. Однако когда просят описать какую- нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1. 95. Д. Линдсли (1. 96. П. Фресса (1. 97. Я. Рейковского (1. К. Изарда (2. 00. П. Якобсона (1. 95. В. Вилюнаса (1. 97. Б. Додонова (1. 98. П. Симонова (1. 96. Л. Куликова (1. 99. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. Речь об эмоциях в этих книгах шла вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, 1. Вилюнас, 1. 99. 0; Додонов, 1. Изард, 1. 98. 0; Леонтьев, 1. Фресс, 1. 97. 5; Рейковский, 1. Симонов и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Эткинд (1. 98. 3) пишет: «.. И.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место. По- видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия . Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. Клапаред еще в 1. Психология аффективных процессов - наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности.. Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (Психология эмоций, 1. Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь по ходу написания этой книги, когда порой я чувствовал бессилие в наведении в своих мыслях (после прочитанного у разных авторов) хоть какой- то системы в понимании сути эмоциональных явлений, их классификации и прочем. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается . В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. Ланге писал в то время, что «Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер - . Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого.. Причин этой общей . Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1. Уотсон (Watson, 1. Е. Даффи (Duffy, 1. Не оправдалось предсказание М. Мейера (Meyer, 1. Н. Ланге - и профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор вопрос, поставленный в заголовке статьи У. Джемса «Что такое эмоция?», остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Rime, 1. 98. 4) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве Humanphysiology (1. Это подтверждает и анализ определений эмоций, даваемых в отечественной литературе (Левченко и Бергфельд, 1. Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы. Леонтьев (1. 97. 1) справедливо считает, что трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Леонтьев (1. 97. 5) пишет: «Совершенно очевидно.. По этому же поводу пишут и Ф. Тайсон (1. 99. 8): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по- своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины . Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (Васильев, 1. Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последние четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой- то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Тхостова и Т. Колымба, 1. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде. Главной задачей было попытаться навести хоть какой- то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей все эмоциональные явления, образующие мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие - отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки. Изарда возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлось собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны. Эмоциональное реагирование. Эмоциональное реагирование и его характеристики. Эмоция (от лат. Еще в первой половине XX века говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Например, С. Рубинштейн (1. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные..» (с.
|