Русская идея. СПб.: Азбука- классика, 2. В Описи А . Историческое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва— Третий Рим. Раскол XVIIв. Реформа Петра. Эпоха Александра I. Русская интеллигенция. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма. ГЛАВА II. Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Славянофилы. Идеалисты сороковых годов. Дальнейшее развитие славянофильства. Живое, яркое изложение истории русской мысли. Но и больше: через историю русского духа, Бердяев пытается понять «русскую идею» — замысел . 7 русских идей Николая Бердяева. 23 марта 1948 года в парижском пригороде Кламар скончался Николай Александрович Бердяев — один из наиболее выдающихся философов XX века, новое осмысление трудов которого происходит именно в наши дни. Данилевский. Достоевский. Проблема столкновения личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского. Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов. ГЛАВА IV. Проблема гуманизма. Гуманизм и гуманитаризм. Достоевский и диалектика гуманизма. Человекобожество и Богочеловечество. Христианский гуманизм Вл. Переход атеистического гуманизма в антигуманизм. Христианский гуманизм. Социальная тема. Социальная окраска русской мысли. В работе 'Русская идея', представленной вниманию читателей в настоящем издании, философ исследует 'русскость', таинственную субстанцию 'русской души'. Размышления Бердяева охватывают исторические события от Крещения Руси до Октябрьской революции. Нет для нас возврата к старым идеологиям. От русской идеи зависит духовное перерождение человечества» ( Николай Бердяев). Три периода социалистической мысли. Первоначальное влияние Сен- Симона и Фурье. Русская идея . Определение русского национального типа. Восток и Запад. Развитие русскою социализма. Русское народничество и вера в особые пути России. Социализм Белинского. Индивидуалистический социализм Герцена. Обличение мещанства Запада. Чернышевский и «Что делать?». Михайловский и «борьба за индивидуальность». Нечаев и «Катехизис революционера». Ткачев как предшественник Ленина. Искание социальной правды. Достоевский. Подготовка марксизма: Желябов. Плеханов. ГЛАВА VI. Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Опрощение Толстого и Руссо. Леонтьев и его отношение к культуре. ГЛАВА VII. Тема о власти. Русское отношение к власти. Русская вольница. Сектантство. Отношение интеллигенции к власти: у либералов, у славянофилов. Анархизм. Страсть к разрушению есть творческая страсть. Религиозный анархизм: религиозный анархизм Л. Учение о непротивлении. Анархия и анархизм. Анархический элемент у Достоевского. Легенда о Великом Инквизиторе. ГЛАВА VIII. Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Интуиция всеединства. Бытие и сущее. Идея Богочеловечества. Учение о Софии. Религиозная философия Достоевского и Л. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Тареев. ГЛАВА IX. Ожидание новой эпохи Святого Духа. Эсхатологический и профетический характер русской мысли. Отрицание буржуазных добродетелей. Странничество. Народные искатели Царства Божьего. Эсхатологическое настроение среди интеллигенции. Извращенная эсхатология у революционной интеллигенции. Странничество Л. Эсхатологизм и мессианизм у Достоевского. Срыв у Леонтьева и Соловьева. Гениальная идея Федорова об условности апокалиптических пророчеств. Прозрение Чешковского. Проблема рождения и смерти у Вл. Соловьева, Федорова и Розанова. ГЛАВА X. XX век: культурный ренессанс и коммунизм. Источники культурного ренессанса. Пробуждение религиозного беспокойства в литературе. Критический марксизм и идеализм. Религиозные искания среди марксистов. Мережковский. Обращение к ценностям духовной культуры. Религиозно- философские собрания, Расцвет поэзии. Влиn ние Соловьева. Расцвет русской религиозной философии. Религиозно- философское общество. Флоренский, Булгаков. Разрыв между высшими культурными силами и революцией. Попытки сближения: журнал «Вопросы жизни». Коммунизм как извращенце русской мессианской идеи. Итоги русскоймысли XIX века: Русская идея. Глава IИсторическое введение. Определение русского национального типа. Восток и Запад. Противоположности русской души. Прерывность русской истории. Русская религиозность. Москва – Третий Рим. Раскол XVIIв. Реформа Петра. Эпоха Александра I. Русская интеллигенция. Интеллигенция и действительность. Трагическая судьба философии. Влияние немецкого идеализма. Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Тут невозможно дать строго научного определения. Тайна всякой индивидуальности узнается лишь любовью, и в ней всегда есть что- то непостижимое до конца, до последней глубины. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: . Для достижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви. Эмпирически столь многое отталкивает в русской истории. Это так сильно выражено в стихотворении верующего славянофила Хомякова о грехах России. Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно, именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко- Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное. Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в, западном смысле страной аристократической, как не стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формаций русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически- монашеское пра- .
|